Старченко, А. В. Численное моделирование турбулентных течений и переноса примеси в уличных каньонах. - Томск, 2015
Старченко, Александр Васильевич. Численное моделирование турбулентных течений и переноса примеси в уличных каньонах / А. В. Старченко, Р. Б. Нутерман, Е. А. Данилкин ; Томский государственный университет. — Томск : Издательство Томского университета, 2015. — 252 с. : ил. ; 21 см.
ISBN 978-5-7511-2396-3
Содержание :
- Предисловие.
- АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ АЭРОДИНАМИКИ И ПЕРЕНОСА ПРИМЕСИ В ЭЛЕМЕНТАХ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ.
- Экспериментальные исследования и полевые измерения.
- 1. Наблюдения за полем ветра и концентрацией примеси в уличных каньонах.
- 2. Полевые эксперименты и физическое моделирование в массивных элементах городской застройки.
- Микромасштабные метеорологические модели для исследования аэродинамики и переноса примеси в приземном слое над городом.
- 1. Простые полуэмпирические модели переноса примеси в уличных каньонах.
- 2. Микромасштабные модели аэродинамики и переноса примеси, использующие RANS-подход.
- 2.1. Основные уравнения и моделирование турбулентности.
- 2.2. Параметризация влияния городской растительности.
- 2.3. Параметризация генерации турбулентности движущимся в уличном каньоне автотранспортом.
- 2.4. Влияние инсоляции на перенос примеси в уличном каньоне.
- 3. Микромасштабные модели аэродинамики и переноса примеси в городской застройке, использующие LES-подход.
- 3.1. Характерные особенности вихреразрешающего моделирования.
- 3.2. Выбор подсеточной модели турбулентности.
- 3.3. Задание начальных и граничных условий.
- 4. Обзор численных методов и параллельных технологий, применяемых для компьютерной реализации микромасштабных метеорологических моделей.
- МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТУРБУЛЕНТНОГО ТЕЧЕНИЯ ВОЗДУХА И ПЕРЕНОСА ПРИМЕСИ В ЭЛЕМЕНТАХ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ НА ОСНОВЕ RANS-ПОДХОДА.
- Физическая и математическая модель исследуемого процесса.
- Выбор модели турбулентности для принятого RANS-подхода. Учет влияния городской растительности и движущегося автотранспорта.
- 1. «к-ɛ»-модель и замыкание Буссинеска.
- 2. «к-ɛ»-модель с нелинейной зависимостью тензора анизотропии турбулентности от тензоров скорости деформации и завихренности.
- 3. Дифференциальная модель напряжений Рейнольдса.
- 4. Уравнение переноса примеси.
- 5. Граничные условия.
- 6. Параметризация влияния городской растительности.
- 7. Параметризация влияния на турбулентность движущегося автотранспорта.
- Численный метод решения.
- 1. Аппроксимация адвективно-диффузионного уравнения переноса. Решение сеточных уравнений.
- 2. Схема MLU (MLU - Monotonized Linear- Upwind).
- 3. Применение схемы MLU.
- 4. Алгоритм решения уравнений Навье-Стокса.
- 5. Численная реализация метода пристеночных функций.
- Течение за обращённым назад уступом.
- Течение за отдельно стоящим деревом.
- Результаты тестирования численной модели (течение вокруг куба).
- Обтекание расположенных последовательно по потоку двух кубов.
- Расчёт зависимости концентрации в уличном каньоне от направления ветра.
- Численное исследование движения воздуха и переноса примеси в уличном каньоне в двумерной постановке.
- Расчёт пространственной аэродинамики и переноса примеси в районе ул. Гёттенгер в г. Ганновер.
- Численное исследование движения воздуха и переноса примеси для условий MUST (Mock Urban Setting Trial) эксперимента.
- Численное исследование аэродинамической картины и распространения выбросов автотранспорта для участка городской застройки Томска.
- ВИХРЕРАЗРЕШАЮЩЕЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУХА И ПЕРЕНОСА ПРИМЕСИ В УЛИЧНЫХ КАНЬОНАХ.
- Физическая и математическая постановка задачи.
- 1. Физическая постановка задачи.
- 2. Математическая постановка задачи.
- 3. Подсеточная модель Смагоринского и замыкание динамического типа.
- 4. Уравнение переноса тепла или концентрации примеси.
- 5. Граничные условия.
- Численный метод решения дифференциальной задачи для LES-подхода.
- 1. Построение вычислительной сетки.
- 2. Аппроксимация уравнения переноса.
- 3. Алгоритм решения нестационарных уравнений движения.
- 4. Численная реализация динамической модели.
- 5. К выбору метода решения сеточных уравнений.
- 6. Тестирование численного метода.
- Параллельная реализация численного метода решения разностной задачи.
- 1. Подходы к распараллеливанию численного метода решения адвективнодиффузионного уравнения.
- 2. Распараллеливание итерационных методов решения СЛАУ и анализ эффективности полученных реализаций.
- Результаты применения вихреразрешающей модели турбулентности.
- 1. Турбулентное течение в прямолинейном канале.
- 2. Обтекание цилиндра квадратного поперечного сечения.
- 3. Исследование движения воздуха и переноса примеси в уличном каньоне.
- 4. Численное моделирование движения воздуха и переноса примеси от автотранспорта для участка городской застройки Томска.
- Заключение.
- Список литературы.
- Список сокращений и обозначений.
- ИЛЛЮСТРАЦИИ:
- Уличный каньон и модель каньона в аэродинамической трубе с решетчатыми контейнерами, наполненными волокнистым материалом.
- Фотография метеорологической мачты и инструментов измерения в каньоне.
- Акустический анемометр, размещенный на 6-метровой вышке, и часть участка с массивом контейнеров.
- Расположение различных устройств для забора проб газа в г. Оклахоме.
- Уличный каньон Sperrstrasse (г. Базель) с метеорологической мачтой высотой 32 м. ; Спутниковые измерения тепловых потоков от г. Базель.
- Модель массива препятствий MUST эксперимента в аэродинамической трубе ; Модель городской застройки URBAN 2003 эксперимента в аэродинамической трубе.
- Метеорологическая мачта внутри массива растительности.
- Схема течения и расчётной области для турбулентного движения воздуха вокруг куба.
- Схема участка городской застройки Томска.
Ключевые слова
АЭРОДИНАМИКА, МЕХАНИКА, ТУРБУЛЕНТНОСТЬ, УЛИЧНЫЕ КАНЬОНЫ, МОДЕЛИРОВАНИЕ
Источник : ТОУНБ им. А. С. Пушкина.
Количество файлов: 2; Общий объем: 0.35МБ
В книге представлены математические модели и численные методы для исследования турбулентных течений и переноса примеси в элементах городской застройки - уличных каньонах. Математические модели базируются на использовании осредненных по Рейнольдсу уравнений Навье-Стокса, замыкание которых проводится с помощью полуэмпирических моделей турбулентности, или на вихреразрешающих моделях турбулентности. В моделях учитывается влияние образующих уличные каньоны зданий, растительности, расположенной между зданиями, и движущегося по улицам потока автомобилей. Для численной реализации рассматриваемых математических моделей используются метод конечных объемов, явные и неявные разностные схемы высокого порядка аппроксимации, различные вычислительные алгоритмы, позволяющие получать согласованные поля скорости и давления. Для вихреразрешающей модели уличного каньона подробно рассматриваются эффективные подходы решения сеточных уравнений на многопроцессорной технике с распределенной памятью. Разработанные математические модели были применены для исследования движения воздуха и переноса примеси для различных участков городской застройки, установлены зависимости характера течения и интенсивности накопления примеси от конфигурации каньона, расположения в нем элементов городской растительности, интенсивности движения потока автомобилей и ряда других параметров.