Коллекции

CУДОХОДСТВО Западной Сибири

В начале XIX века в Сибири не имелось иных путей сообщения, кроме естественных водных путей – рек и озер. О сколько-нибудь сносных колесных дорогах на больших, даже торговых путях не было и помину не только в Сибири, но даже и в России. Передвижение товаров производилось преимущественно по рекам, летом – волоком, а зимою те же реки служили прекрасным санным путем, по которому двигались обозы.

С течением времени на Руси возникали между торговыми городами колесные тракты, но Сибирь пока не нуждалась в них, так как население по большей части располагалось у рек и не встречало надобности в иных путях, кроме речных.

Весьма счастливое расположение Обь-Иртышского бассейна, близость, почти соприкосновение верховьев его притоков с верховьями притоков Волги и Печоры, представляло для Сибири при помощи небольших волоков идеальные пути сообщения, по которым не только первое время, но даже до 70-х годов XIX столетия велась вся европейско-сибирская торговля.

ОБЬ-ИРТЫШСКИЙ БАССЕЙН

До 1843 года судоходство по Обь-Иртышскому бассейну совершалось сплавом вниз и волоком вверх по притокам.

В 1843 году появляется на Оби первый пароход Поклевского, а в 1844 году коммерции советник Мясников основывает пароходство по рекам Западной Сибири и получает 10-летнюю привилегию на плавание по рекам Западной Сибири.

Через два года в первый раз удалось пароходам сделать рейс из Томска в Тюмень и обратно до закрытия навигации.

В 1862 год открыто пароходство по Иртышу до Семипалатинска.

В 1863 год открыто пароходство по Енисею, и в том же году пароход «Ура» в 20 сил проник в озеро Нор-Зайсан и в реку Черный Иртыш.

В 1868 году компания гамбургских купцов просила о разрешении устроить пароходство по Ангаре с расчисткой порогов и устройством дороги от Енисейска до р. Кети. С этого времени пароходство в Западной Сибири, хотя медленно, но постоянно увеличивается. В 1860 году было всего 10 пароходов, в 1870 – 22, в 1875 – 32, в 1880 – 37, в 1885 – 57, в 1890 – 65 и в 1895 году всех пароходов насчитывалось 120 и до 250 баржей.

По материалам «Сибирского торгово-промышленного и справочного календаря на 1902 год»

Документов: 46
Красное знамя : томская областная ежедневная газета. - 1925. - № 106 (13 мая)
Дата публикации на сайте: 17.06.2016
Количество файлов: 4; Общий объем: 6.93МБ
http://elib.tomsk.ru/purl/1-10310/
Сибирский торгово-промышленный и справочный календарь на 1895 год (год второй). - Томск, 1895
Дата публикации на сайте: 02.09.2015
Количество файлов: 723; Общий объем: 338.17МБ
http://elib.tomsk.ru/purl/1-8732/
Сибирская старина : краеведческий альманах. - 1998. - № 13 (18)
Дата публикации на сайте: 01.09.2015
Количество файлов: 52; Общий объем: 33.73МБ
http://elib.tomsk.ru/purl/1-1213/
Обзор Томской губернии за 1894 год. - Томск, 1895
Дата публикации на сайте: 06.07.2015
Количество файлов: 96; Общий объем: 35.67МБ
http://elib.tomsk.ru/purl/1-533/
Сибирский торгово-промышленный и справочный календарь на 1894 год. - Томск, 1893
Дата публикации на сайте: 03.02.2015
Количество файлов: 523; Общий объем: 153.65МБ
http://elib.tomsk.ru/purl/1-7939/
Августовский, И. И. Обь-Енисейский соединительный путь и значение водяного сообщения от Байкала до Оби. - Санкт-Петербург, 1885
Дата публикации на сайте: 18.08.2014
Количество файлов: 52; Общий объем: 20.69МБ
http://elib.tomsk.ru/purl/1-7443/
Речной пассажирский флот России конца XIX, начала XX века : [фотоальбом]. - Уфа, 2014
Дата публикации на сайте: 29.05.2014
Количество файлов: 1; Общий объем: 103.56МБ
http://elib.tomsk.ru/purl/1-7005/
Проект 737. Среднемагистральные грузопассажирские пароходы СССР середины XX века. Ч. 2 : [фотоальбом]. – Уфа, 2013
Дата публикации на сайте: 29.05.2014
Количество файлов: 1; Общий объем: 25.38МБ
http://elib.tomsk.ru/purl/1-7004/
Проект 737. Среднемагистральные грузопассажирские пароходы СССР середины XX века. Ч. 1 : фотоальбом. – Уфа, 2012
Дата публикации на сайте: 26.05.2014
Количество файлов: 1; Общий объем: 26.28МБ
http://elib.tomsk.ru/purl/1-7003/
Заметили ошибку в тексте?